Barilla укрепляется в России. У компании появился эксклюзивный дистрибьютор.

20.05.2005

Автор: Ринат Сагдиев, Кирилл Корюкин, газета «Ведомости», №90 (1371)

Итальянская группа Barilla заключила эксклюзивный дистрибьюторский договор с российской «Америа», чтобы увеличить продажи своих макарон в России в 50 раз. Если партнерство окажется удачным, итальянцы планируют открыть в России и собственное производство макарон.

Основанная в 1877 г. Barilla SpA — один из крупнейших производителей макарон, выпускает также соусы, хлеб и крекеры. Компания контролируется братьями Паула, Люкой и Гвидо Барилла. Выручка в 2004 г. составила $5,5 млрд. Дочерней компании группы — французской Harry’s принадлежат кондитерские фабрики «Санни Кейк Бейкинг» (Московская обл.) и «Конди» (Уфа).
Группа компаний «Америа» создана в 1993 г., занимается производством и дистрибьюцией продуктов питания. Владеет макаронной фабрикой в Курской области. Владельцы не раскрываются. Оборот в 2004 г. составил 920 млн руб. Импорт итальянских макарон в 2004 г. составил 15 700 т на сумму $12,65 млн (по стоимости после таможенной очистки).

«Мы и раньше были дистрибьютором итальянской компании наравне еще с несколькими компаниями, но сейчас Barilla решила значительно увеличить продажи в России и выбрала нас в качестве эксклюзивного дистрибьютора», — говорит директор по маркетингу «Америа» Сергей Константинов. По его словам, Barilla хочет увеличить продажи как минимум в 10 раз, а в перспективе открыть в России собственное производство макарон. Менеджер по экспорту Barilla Фабио Фабрис подтвердил слова Константинова, уточнив, что группа планирует за несколько лет увеличить продажи макарон в России до 10 000 т в год. Объемы российских продаж Barilla в 2004 г. в компании не раскрывают. По словам Фабриса, они были небольшие, потому что макароны Barilla рассчитаны на очень обеспеченных покупателей. За счет хорошей логистики «Америа» итальянцы хотят снизить стоимость своей продукции на полках магазинов на 15%. «Сейчас мы не планируем открывать производство в России, но в будущем это не исключено», — заявил «Ведомостям» Фабрис.

Конкуренты скептически оценили возможность резкого роста продаж Barilla в России. Директор объединенной службы продаж «Агроса» Алексей Конельский считает, что для Barilla было бы логичнее заключить соглашение об эксклюзивной дистрибьюции с более крупным игроком рынка. Но саму идею Конельский одобряет: «Для Barilla это верный стратегический шаг, так как эксклюзивный дистрибьютор — не только присутствие на рынке, но и возможность для развития». Гендиректор группы «Инфолинк» Андрей Гуров, ссылаясь на таможенную статистику, говорит, что в 2004 г. в Россию было ввезено всего 180 т макарон Barilla. Для сравнения: общий импорт макарон из Италии в прошлом году составил 15 700 т, из которых 12 500 т импортировал «Инфолинк». Гуров считает, что за первый год партнерства с Barilla «Америа» в лучшем случае может увеличить продажи в пять раз — до 900 т. «Но надо учитывать, что сегмент премиальных макарон очень узкий и увеличить долю Barilla на полках супермаркетов можно, лишь потеснив с них другие марки. Такие, как Agnesi или Buitoni, которую также продвигает «Америа», — говорит Гуров.

Крупнейшим российским производителем макарон, который мог бы заинтересовать Barilla, является «Агрос», владеющий тремя макаронными фабриками в России. Но в «Агросе» «Ведомостям» заявили, что переговоров с итальянцами о возможной продаже бизнеса не ведут. «Barilla на настоящем этапе не входит в круг зарубежных компаний, с которыми „Агрос“ ведет переговоры о совместной деятельности по развитию макаронного бизнеса», — заявила «Ведомостям» директор по связям с общественностью группы Елена Евстигнеева.