Спагетти в одни руки

20.05.2005

Автор: Элеонора Пахомова, газета «Бизнес»

Один из крупнейших мировых производителей макарон и кондитерских изделий — итальянский концерн Barilla — решил усилить присутствие на российском рынке. На днях Barilla подписала контракт об эксклюзивной дистрибуции в России с компанией Америа. С заключением контракта Barilla рассчитывает увеличить в России продажи макарон и соусов — за счет централизации потоков компания намерена добиться снижения расходов и перейти в более низкий ценовой сегмент.

О том, что Barilla подписала договор с Америа, рассказал директор по маркетингу Америа Сергей Констатинов. Менеджер по экспорту Barilla Фабио Фабрис подтвердил эту информацию. «Раньше мы пользовались разными каналами дистрибуции в Россию, логистические затраты были очень высокими и наша продукция в России позиционировалась в сегменте суперпремиум. Теперь за счет того, что нас будет представлять в России один дистрибутор, мы рассчитываем сократить затраты, снизить цену на 15–20% и перейти в премиальный сегмент»,— говорит Фабрис.

По словам Констатинова, теперь продукция Barilla будет представлена во всех столичных розничных сетях. «Мы имеем наработанные связи со всеми торговыми розничными сетями и региональными дистрибуторами, это позволит нам без труда реализовать продукцию Barilla»,— говорит Константинов.

Участники рынка называют решение Barilla передать право реализации своей продукции в одни руки своевременным. «Иметь эксклюзивного дистрибутора означает не только присутствовать на рынке, но и развиваться»,— говорит директор объединенной службы продаж «Агроса» Алексей Конельский. Однако он полагает, что Barilla было логичнее заключить соглашение о эксклюзивной дистрибуции с более крупным игроком на макаронном рынке. «А вот для Америа это соглашение — существенное приобретение в портфеле макаронных брэндов»,— добавляет он.

Ранее Barilla в России занимала сильные позиции лишь на рынке кондитерских изделий — ей принадлежала марка Dan Cake (один из лидеров рынка рулетов). По словам Фарбиса, теперь итальянский концерн сделает акцент на продвижении в России макарон и соусов. «В долгосрочной перспективе мы рассчитываем продавать в России 10 тыс. тонн макарон в год»,— уточнил он. Источник, знакомый с планами итальянского концерна, добавил, что Barilla рассматривает возможность приобретения в России макаронной фабрики. Однако в Barilla эту информацию не подтвердили.

По оценке гендиректора группы «Инфолинк» (производитель и крупный дистрибутор макарон) Андрея Гурова, сейчас Barilla продает в России около 200 тонн макарон в год. Весь рынок, по его оценке, составляет 700–820 тыс. тонн. «Всего в России продается около 15 тыс. тонн итальянских макарон в год, 12,5 тыс. из которых продает наша компания. Спрос на этот продукт ограничен»,— отмечает Гуров. Он называет планы Barilla продавать в России 10 тыс. тонн макарон в год «нереальными»: «Это станет возможно, только если этот сегмент вырастет в два с половиной раза».

Директор по стратегическому маркетингу «Агроса» Юлия Блинкова, напротив, уверена, что Barilla сможет продать на российском рынке заявленные объемы. «Но для этого им придется снизить цены»,— оговаривается она.

Участники рынка соусов сомневаются, что Barilla удастся стать в этом сегменте серьезным игроком. Для того чтобы стать серьезным игроком на рынке (сейчас доля соусов Barilla минимальна), итальянцам придется серьезно вложится в продвижение, считает владелец «Балтимора» Алексей Антипов. «Когда производитель выпускает несколько продуктов, он все равно выделяет главный для него продукт. Для Barilla этот продукт — макароны, вряд ли они будут вкладывать серьезные средства в раскрутку соусов»,— говорит Антипов.

Barilla SpA — один из крупнейших производителей макарон, выпускает также соусы, хлеб и кондитерские изделия. Основана в 1877 году. В 2003 году выручка компании составила $5,522 млрд. В августе 2003 года Barilla приобрела французского производителя хлеба и кондитерских изделий Harry’s, который с маркой Dan Cake занимает около 22% рынка рулетов.
По данным «Бизнес Аналитики», лидерами макаронного рынка России в первом полугодии 2005 года являются «Макфа» (28,1%), «Экстра-М» (14,3%), «Первая петербургская макаронная фабрика» (7,1%), Europe Goods GB (6,6%), Pasta Zara (6,1%). Barilla занимает 0,12% рынка.